Сравнительный анализ возможностей практической стрельбы среди других спортивных стрелковых видов и дисциплин при моделировании военно-прикладной огневой подготовки

Автор: Парменов Максим.

Практическая стрельба, как вид спорта, стремительно развивается с 1999 года, параллельно с ним получило развитие военно-прикладное направление практической стрельбы среди сотрудников силовых ведомств России. ОСОО «ФПСР» уже более 10 лет активно взаимодействует практически со всеми силовыми ведомствами.

На протяжении многих лет, в СССР и России, среди военнослужащих, проводятся соревнования из штатного боевого ручного стрелкового оружия, на которых выполняются классические упражнения пулевой стрельбы из автомата: АК-1, АК-3 и др., несут чисто спортивный характер.

В настоящее время, проводится большое количество соревнований среди военнослужащих силовых ведомств России по правилам практической стрельбы и оборонительной стрельбы (IDPA), с выполнением тактических задач. Участники соревнований выполняют упражнения в штатной экипировке и снаряжении, моделируют различные огневые ситуации, которые сотрудники могут решать в реальных условиях с применением оружия. Проводимые соревнования по военно — прикладному направлению практической стрельбы, имеют огромное значение в индивидуальной стрелковой подготовке военнослужащих, совершенствования навыков и умений в обращении с оружием, обмена опыта в обучении среди сотрудников силовых ведомств.

В литературе часто встречаются названия таких видов стрельбы как: тактическая, целевая, интуитивная, оборонная, оперативно-тактическая и другие. Однако одной из проблем, является отсутствие научных разработок, методических пособий, учебников, учебных фильмов и наглядных пособий по огневой подготовке сотрудников силовых ведомств по методике практической стрельбы. Исключением выступают труды авторов В.А. Крючина «Практическая стрельба», А.И. Кондруха «Базовый курс по практической стрельбе из пистолета» и др., в которых раскрыты основополагающие технические элементы практической стрельбы как вида спорта по подготовке спортсменов. В ОСОО «ФПСР» 2012 г. под руководством В.А. Крючина, была разработана и успешно применяется сегодня программа подготовки ведомственных инструкторов.

Современный опыт применения боевого ручного стрелкового оружия, в ходе локальных конфликтов, предъявляет новые требования к индивидуальной подготовке военнослужащего. Активное применение в локальных конфликтах тактики малых групп, скоротечного огневого контакта в условиях внезапной встречи с противником на коротких дистанциях, применение стрелкового оружия в горно-лесистой местности, городских условиях, требует современный подход и внедрения современных технологий в обучении огневой подготовки военнослужащих.

Цель исследования изучить состояния и проблемы огневой подготовки в силовых ведомствах РФ, возможности спортивных стрелковых видов и дисциплин в обучении военнослужащих военно-прикладной огневой подготовке. Эффективность проведения занятий по методике практической стрельбы с военнослужащими.

Испытуемые: сотрудники специальных подразделений, силовых ведомств РФ, военнослужащие.

Методы исследования: последовательный эксперимент, наблюдения, опрос, анализ и обобщение данных научно-методической и специальной литературы, служебных документов, Интернет-ресурсов, средств массовой информации.

Обсуждение результатов исследования.

Огневая подготовка сотрудников силовых ведомств организованна в соответствии курса стрельб, наставлений и учебных пособий.

Большинство руководителей учебных стрельб в силовых ведомствах проводят занятия по огневой подготовке по методике пулевой стрельбы.

Мною в войсковой части «№» с 40 военнослужащими, был проведён последовательный эксперимент с последующим сравнительным анализом результатов стрельбы и возможностей методик обучения пулевой и практической стрельбы.

Со всеми военнослужащими был проведён входной контроль по условиям: Упражнение учебных стрельб № 1. Цель: грудная фигура с кругами (мишень № 4) на щите, неподвижная. Дальность до цели: 25 м. Количество боеприпасов: 3. Время на стрельбу: 30 с. Положение для стрельбы: стоя с руки или с двух рук. Оценочные показатели: «отлично» — поразить цель тремя пулями и выбить 25 очков и более; «хорошо» — поразить цель тремя пулями и выбить 21 очко и более; «удовлетворительно» — поразить цель тремя пулями и выбить не менее 15 очков, по выполнению, которого военнослужащие показали следующие результаты (таблица № 1):

Огневая подготовка «отлично» «хорошо» «удовлетв.» «неудовлетв.»

чел. % чел. % чел. % чел. %
УУС № 1
40 сотрудников
1025 82010251230

Далее военнослужащих поделили на две учебные группы по двадцать человек. С первой группой проводились занятия военно-прикладной огневой подготовки по методике пулевой (классической) стрельбы. Со второй группой из двадцати человек сертифицированный инструктор ОСОО «ФПСР» проводил занятий военно-прикладной огневой подготовке по методике практической стрельбы.

Количество учебного времени и боеприпасов первой и второй группы равнозначные. Оружие штатное — пистолет Ярыгина, боеприпасы 7Н21.

После трёх месяцев обучения в соответствии рабочего учебно-тематического плана подразделения с военнослужащими, был проведён итоговый контроль по условиям упражнения учебных стрельб № 2. Цель: поясная фигура (мишень № 7г «Интерпол») на щите, неподвижная. Дальность до цели: 15 м. Количество боеприпасов: 3. Время на стрельбу: 5 с. на каждый выстрел. Положение для стрельбы: стоя, с двух рук. Оценочные показатели: «отлично» — поразить цель тремя пулями; «хорошо» — поразить цель двумя пулями; «удовлетворительно» — поразить цель одной пулей. Особенности выполнения упражнения: используется открытая кобура в положении «на боку». Упражнение выполняется по команде «Огонь» (показа либо разворота мишеней из положения «на ребро» в положение «на лицо», сигнала таймера) стреляющий выхватывает оружие, снимает его с предохранителя и производит выстрел. Сигналом для окончания стрельбы является команда «Стой» (разворот мишеней в положение «на ребро», сигнал таймера), после выполнения, которой оружие убирается в кобуру, по результатам, которого военнослужащие показали следующие результаты (таблица № 2):

Сравнительный анализ возможностей пулевой и практической стрельбы при моделировании военно-прикладной огневой подготовки.

Огневая подготовка «отлично» «хорошо» «удовлетв.» «неудовлетв.»

чел. % чел. % чел. % чел. %
Входной контроль
УУС № 1
40 сотрудников
10 25 8 20 10 25 12 30
Первая группа огневая подготовка по методике пулевой стрельбы
УУС № 2

20 сотрудников

5 25 4 20 6 30 5 25
Вторая группа огневая подготовка по методике практической стрельбы
УУС № 2
20 сотрудников
8 40 6 30 3 15 1 5

Исходя из результатов стрельб, при равных условиях обучения и выполнения не сложного упражнения первая группа № 1 без изменений, группа № 2 показала улучшение результатов на 30%.

Опрос сотрудников силовых ведомств (всего 56 человек) показал следующее: 40 % — полное несоответствие, неадекватность и неэффективность занятий по огневой подготовке.

Изучение служебных документов, (результаты сдачи выполнения контрольных стрельб по огневой подготовке) — около 28 % проверяемых показали неудовлетворительные результаты при выполнении упражнения учебных стрельб из пистолета Макарова (Ярыгина), продемонстрировав при этом низкую психологическую устойчивость и отсутствие твёрдых навыков ведения прицельного огня из табельного оружия.

Наглядный пример организации и проведении огневой подготовки в силовых ведомствах учебно-методический фильм полиции, опубликованный: 8 окт. 2016г., в интернет ресурсе ютуба: — «Порядок организации и проведение практических стрельб с сотрудниками ОВД» МВД по Республике Крым.

Результаты исследования показали следующие сдерживающие факторы, в проведения результативных занятий по огневой подготовке в войсковой части, силовых структурах, применяя методики спортивных стрелковых видов и дисциплин, а также общие проблемы в организации и проведения учебных стрельб:

  1. Низкий уровень индивидуальной и методической подготовки руководителей занятий по огневой подготовке, непонимание эффективности внедрения современных технологий обучения. Узкий «стрелковый кругозор».
  2. Формальный подход руководителей стрельб к проведению занятий, большое количество теоретического материала в противовес незначительному вниманию к практическим навыкам огневой подготовке.
  3. Дефицит учебного времени на проведения учебных стрельб. Занятия по огневой подготовке проводятся по остаточному принципу, в связи с выполнением сотрудниками служебных обязанностей по предназначению.
  4. Отсутствие у военнослужащих мотивации и психологического настроя на занятия по огневой подготовке. Учебные стрельбы проводятся однообразно, без учёта индивидуального подхода к сотрудникам.
  5. Недооценка методики практической стрельбы в подготовке сотрудников силовых ведомств.
  6. Курсы стрельб и руководства в организации проведения занятий по огневой подготовке морально устарели (анализ, выводы применения оружия сотрудниками на службе не учитывается, методика проведения занятий не меняется многолетиями, сбор гильз после проведения занятий и др.)
  7. Недостаточное количество боеприпасов (лимитов) на учебную практику.
  8. Слабая развитая учебная материальная база, отсутствие тиров, стрельбищ, учебного оружия и боеприпасов, стрелковых тренажёров и таймеров.

Выводы.

Практическая стрельба впитала в себя все самое лучшее спортивных стрелковых видов спорта и дисциплин в настоящее время, что позволяет стремительно развиваться и набирать популярность, как вид спорта во всем мире.

Военно-прикладное развитие практической стрельбы имеет огромное значение, не секрет, что применение методик и технических элементов практической стрельбы, широко используется в огневой подготовке для обучения сотрудников специальных подразделений, силовых ведомств.

Подготовленные кадры по методике практической стрельбы, будущие офицеры, руководители учебных групп подразделений, военные инструктора для силовых ведомств Российской Федерации, получившие правильные навыки обращения с оружием, смогут довести их до личного состава. Тогда мы сможем в полной мере говорить об эффективной огневой подготовке в силовых ведомствах России. Опыт работы в этом направлении у ОСОО ФПСР есть. Один из ярких примеров является сотрудничество между Челябинской областной общественной организация Практической стрельбы и 23 отдельного отряда специального назначения войск национальной гвардии «ОБЕРЕГ» Уральского регионального командования (г. Челябинск) по вопросам внедрения практической стрельбы в систему боевой подготовки бойцов спецназа.

Об авторе: Парменов М.Ю., Дипломированный Тренер-преподаватель стрелковых видов спорта РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК). Сертифицированный инструктор Федерации практической стрельбы России, судья IPSC/IDPA. Специалист по оперативно-боевой подготовке. Офицер запаса, г. Владимир.

Лавка стрелка

Последние статьи

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>