Некоторые особенности влияния ритма на результативность стрельбы

Авторы: Пахомов Д.П., Войно А.А..

Настоящая работа посвящена исследованию влияния ритмического рисунка выполнения стрелковых упражнений на результативность стрельбы и методике тренировки, основанной на использовании в данной методике ритмичного звукового сигнала. В статье приводятся средства и методы тренировочного процесса с точки зрения использования в нем современных технических устройств. В настоящей работе исследуются методические особенности применения различных ритмов выполнения упражнений и выявление рационального ритмического рисунка для стрельбы. Данная методика основана на применении звукового ритмичного сигнала, подаваемого с разной частотой. Предполагается, что стрелок должен успеть повторить подготовительные действия для воспроизводства выстрела в строго ограниченное время, определяемое ритмическим рисунком электронного тренажерного устройства.

Методы и организация исследования. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, инструментальное исследование, обобщение полученной информации и формализация полученных данных для математической статистики. Исследование проводилось на группе стрелков, в закрытом тире с использованием спортивного огнестрельного оружия, тренажера MantisX и таймера CED 7000, а также стандартных мишеней IPSC.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование отражено в основной части статьи и содержит методику проведения исследования на основе применения технических средств управления, учета и контроля за результативность стрелкового упражнения.

Выводы. Работа содержит форму учета поражения мишеней на разной дистанции, с разным темпом стрельбы и разным временем производства выстрелов в удобной табличной форме. Практическая значимость настоящего исследования состоит в создании средств и методов применения ритма в тренировочной деятельности у стрелков с разном уровнем подготовки.


Ключевые слова: ритмический рисунок, темп, спортивное упражнение, тренировка, стрельба, тренажер, реакция, спорт.

Введение

В современных условиях управление тренировочным процессом переходит к прогрессивным методам подготовки спортсменов, связанных с медикаментозным управлением состояния спортсмена, психологической настройкой к тренировочной и соревновательной деятельности, а также внедрением технических средств, таких как тренажеры, тренировочные устройства и электронные системы. Необходимо отметить, что использование электронных тренажеров и устройств приводит к определенному росту спортивных результатов. Поэтому, необходимо рассмотреть ряд возможностей совершенствования спортивного мастерства, используя электронное оборудование и тренажеры с принципиально новой формой контроля и управления техническими действиями спортсмена. В данном случае, наше исследование посвящено методике управления стрельбой с помощью специально заданного ритма. Ритм, как явление, проявляется в периодичности процесса. Если процессы в сложных системах происходят неодновременно, то и ритмическая картина проходит неоднородно, часто нарушая структуру движения, например при выполнении сложно координационных упражнений и технических элементов. Настоящее исследование основано на свойствах двигательного ритма, имеющего следующие компоненты:

  1. Темп, т.е. скорость выполнения отдельных движений сложного двигательного действия.
  2. Динамику, т.е. усилия, затраченные на выполнение каждого движения.
  3. Гармонию (по Тарасовой К.В. — ритмического рисунка), т.е. оптимальное сочетание темпа и динамики движения.

Таким образом, темп движений, в качестве скоростного компонента ритма, во многом определяет характер деятельности физиологических функций. Чем он выше, тем больше нагрузка на организм, поэтому главным условием высокого качества учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий является установление оптимального темпа (как компонента ритма), обеспечивающего нормальную работу всех физиологических систем и функций организма. Актуальность исследования влияния ритма на выполнение спортивных упражнений, и в частности, на технику и результативность спортсмена при выполнении этих упражнений, проявляется в недостаточном уровне освещенности этого вопроса в научно-прикладной спортивной литературе и потребности применения новых методик, связанных с использованием занимающимися целесообразного двигательного ритма при обучении и совершенствовании техники у спортсменов. На основании вышесказанного, объектом исследования выступает влияние ритма на выполнение технического действия спортсмена, субъектом исследования — зависимость результативности спортсмена от ритма выполнения технического действия, а также сформулирована научная гипотеза о том, что существует зависимость темпа стрельбы с разными ритмическими рисунками на ее результативность при выполнении спортивного задания.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящей статье рассмотрены результаты измерений, полученных стрелками с помощью тренажерного комплекса MantisX (включающего в себя аппаратное оборудование и программный комплекс) на контрольных и тестовых стрелковых тренировках. В исследовании используется методика сравнения экспериментальных и расчетных показателей (см. Таблицу 1):

  1. Результата выполнения стрельбы, состоящей из 6 выстрелов по стандартным мишеням IPSC (6-ти угольная мишень сложной формы, используемая в спортивной практике), расположенных на разной дистанции от стрелка (5, 10 и 20 метров).
  2. Времени выполнения спортивного задания, где t1 — время с заданными характеристиками выполнения стрельбы (темп выполнения стрельбы — 2.0, 1.0 и 0.5 сек между выстрелами, которые управляются командами тренажерного комплекса MantisX), и t0 — время, которое измеряется при выполнении стрелкового задания от первого до последнего выстрела (измеряется таймером CED 7000).
  3. Результативность выполнения стрельбы выражается в Факторе попадания (ФП или хит-факторе). ФП рассчитывается, как результат деления суммы очков на время выполнения стрельбы, учитываемых при попадании в зачетные зоны на мишени. Попадания по мишени имеют различное значение или «стоимость попадания» (в зависимости от зоны попадания и фактора мощности оружия): зона А — 5 очков, зона С — 3 очка, зона D — 1 очко. В настоящей работе будут рассматриваться результаты стрельбы только в зону А («Альфа») равную 5 очкам. Попадание в зоны С («Чарли») и D («Дельта») не участвуют в расчетах, но являются обязательными при подсчете результатов выполнения спортивного задания вне рамок данного исследования.
  4. Расчет фактора попадания (ФП) тестового исследования при t1 (время производства серии выстрелов):
    1 — ФП (5 метров-6 выстрелов) = 5 очков х 6 выстрелов= 30 баллов / 4 сек = 7,5;
    2 — ФП (10 метров-6 выстрелов) = 5 очков х 6 выстрелов= 30 баллов / 7 сек = 4,3;
    3 — ФП (20 метров-6 выстрелов) = 5 очков х 6 выстрелов= 30 баллов / 10 сек = 3;
  5. Расчет фактора попадания (ФП) контрольного исследования при t0 (фиксированное время производства серии выстрелов) при условии, что все выстрелы попадают в зону поражения на мишени равную 5 очкам (зона «Альфа»):
    4 — ФП (20/10/5 метров-6 выстрелов) = 5 очков х 6 выстрелов= 30 баллов / 3 сек = 10;
    5 — ФП (20/10/5 метров-6 выстрелов) = 5 очков х 6 выстрелов= 30 баллов / 6 сек = 5;
    6 — ФП (20/10/5 метров-6 выстрелов) = 5 очков х 6 выстрелов= 30 баллов / 12 сек = 2,5;
    А — Значение темпа стрельбы тестовых исследований (в Выстрелах в минуту);
    Б — Значение темпа стрельбы контрольных исследований (в Выстрелах в минуту).

Таблица 1 — Результативность стрельбы на разной дистанции и темпом стрельбы

Рисунок 1 — График изменения Фактора попадания (ФП) от времени стрельбы

Рисунок 2 — График сравнения Фактора попадания (ФП) при разном темпе стрельбы

Выводы

Проведенное исследование особенностей влияния ритма на результативность стрельбы, конечно, имеет отношение к технике производства серии выстрелов, но затрагивает только некоторые аспекты контроля за техническим состоянием стрелка, влияющим на его результативность, а именно:

  1. Психофизиологическим состоянием, т.е. способностью оценки ритма через слуховые, зрительные, проприоцептивные анализаторы, психомоторные реакции и т.д.;
  2. Техническим состоянием, т.е. способностью проявить весь арсенал технических навыков для выполнения поставленной задачи;
  3. Психоэмоциональным состоянием, т.е. способность адекватной оценки и контроля за своим эмоциональным состоянием (как составной части психологического портрета спортсмена).

Данные аспекты раскрывают отношение техники производства серии выстрелов к результативности, а именно: отношение к стрелковой стойке, удержанию оружия, управлению спусковым крючком и отдачей после выстрела, и конечно, прицеливанию. При состоянии готовности к повторению выстрела, когда техническое состояние стрелка соответствует приведенным выше аспектам, т.е. стрелок удерживает оружие с оптимальным мышечным тонусом после выстрела и выводит его на линию прицеливания в соответствии с временными рамками, заданными стрелковым заданием. В настоящем исследовании это соответствует производству серии выстрелов в заданном ритме с целью поражения мишени на заданной дистанции только в зачетную зону.

В приведенной модели тестирования стрелков по практической стрельбе исследуется зависимость их результативности от темпа производства серии выстрелов. Результаты измерений показали существующую зависимость результативности стрельбы от времени, потраченного на производство выстрела: чем больше времени стрелок тратит на производство выстрела, тем точнее поражаются мишени. Однако, это влияет на снижение ФП (фактора попадания) и коррелирует в своих значениях с показателями, полученными при стрельбе на разных дистанциях. Также необходимо отметить, что одним из критериев успешного выступления на соревнованиях по практической стрельбе является минимальное время выполнения спортивного задания (см. значение ФП на левой части графика на Рисунке 1), и поэтому исходя из приведенной информации можно сделать следующие выводы:

  1. Максимальная результативность стрельбы зависит от способности стрелка выполнять серию выстрелов в минимальное время (показатель 1 и 4 в Таблице 1).
  2. Увеличение темпа стрельбы улучшает ФП, выраженный в значении показателей графика на Рисунке 2. Данные показатели идентичны зависимости ФП от времени стрельбы. Однако при реальной соревновательной деятельности в подсчетах результатов будет использована переменная, выраженная в стоимости попадания (см. Результаты исследования и их обсуждение пункт 3) в зачетные зоны мишени (A, С и D). Так, например, при соревновательной деятельности увеличение темпа стрельбы и уменьшение времени выполнения стрелкового задания обычно приводит к возникновению ошибок выполнения технических действий, и тем самым, к уменьшению количества очков при попадании в зоны мишени с меньшей стоимостью или даже промахом, при котором не начисляются очки.
  3. Таким образом, существующее влияние темпа стрельбы с разными ритмическими рисунками на ее результативность при попадании в зачетные зоны мишени с различной стоимостью должно максимально проявляется при темпе стрельбы 120 выстрелов в минуту (или выше) (см. Рисунок 1 и Рисунок 2 — как нелинейного значения показателей темпа и времени стрельбы).
  4. Применение тренажерного комплекса MantisX, в качестве устройства для контрольного тестирования, привносит ряд методических особенностей в само исследование, а именно:
    1. Тестирование проходит под управлением технического устройства, самостоятельно подающего команды для его начала, прохождения и завершения.
    2. Тестирование проходит в реальных условиях применения огнестрельного спортивного оружия.
    3. Тестирование служит моделью для дальнейшего применения в качестве методики тренировки управления темпом стрельбы с возможностью контролировать ее результативность.
  5. Научно-теоретические и практические предпосылки по повышению результативности в стрелковом спорте выражены в организации исследования, а именно:
    1. Получение данных о результативности спортсмена сравнивается на основании проведенных контрольных и тестовых стрельб, включающих разнородные ритмические рисунки на одной группе стрелков;
    2. Контрольные результаты стрельбы служат основанием для сравнительного анализа показателей результативности спортсмена;
    3. Тестовые стрельбы служат основанием для оценки уровня тренированности спортсмена и могут использоваться в широком диапазоне спортивной подготовки;
    4. Методика проведения исследования может использоваться в спортивной практике для получения оптимального ритма при выполнении разнородных стрелковых заданий.

Лавка стрелка

Последние статьи

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>

Мои наставники

Мои наставники

Все эти люди в разное время оказали на меня свое влияние, помогли мне с выбором в моей жизни, и ни когда не отказывали в помощи. >>

Семинар или тренировка?

Семинар или тренировка?

А вы мне стойку не поставите стрелковую? —
- Что? Какую стойку? Мы к чемпионату Мира готовимся!! >>

Спортсмены

Спортсмены

Это все мое родное! >>

Создатель патронов «Олимп» — интервью с А.А.Багровым

Создатель патронов «Олимп» — интервью с А.А.Багровым

«К сожалению, в мире нет ни одного патрона, который бы носил имя его изобретателя» >>