Методические особенности создания учебного пособия по практической стрельбе

Автор: Пахомов Д.П..

Актуальность создания учебного пособия для практической стрельбы выражается в том факте, что в настоящее время отсутствует достаточное количество рецензируемых учебно-методических пособий или книг по тематике обучения основам вида спорта. Развитие стрелковых видов спорта отражено в научной и прикладной литературе А. Я. Корхом, Л. М. Вайнштейном, А. А. Юрьевым, Б. Пуллэмом, Ж. Бозержаном и многими другими видными специалистами и учеными. Необходимо отметить иллюстрированные издания В. А. Крючина и А. И. Кондруха, содержащие основные понятия, упражнения и особенности обучения техники владения оружием в практической стрельбе на примере обучения стрельбы из спортивного пистолета. Ряд авторов (А. Ю. Торгашов, А. И. Петров и М. Ю. Парменов в качестве учебного оружия используют как нарезное спортивное оружие с полуавтоматическим ведением стрельбы, так и нарезное длинноствольное оружие с автоматическим ведением огня, в основном, предназначенное для использования учебного материала для обучения сотрудников силовых и военизированных подразделений на базовых принципах практической стрельбы. Пока отсутствует материалы, связанные с обучением инструкторов и судей по практической стрельбе. Изменить это положение вещей служит настоящая статья с предоставлением информации по методическим особенностям формирования учебного плана учебного-методического пособия для подготовки инструкторов по практической стрельбе.

Введение

Учебно-методическое пособие (Пособие) разрабатывается для лиц, проходящих курс подготовки инструкторов по виду спорта «Практическая стрельба», выступает дополнительным инструментов их подготовки и включает аспекты, отражающих деятельность, которая составлена в соответствии с правоустанавливающими нормативными документами на основе календарно-тематического планирования, учётом особенности соответствующего класса оружия (см. Таблицу 1) и специализации инструктора:

  • Пистолет;
  • Длинноствольное оружие (ружье; карабин);
  • Пневматическое оружие (Пневматика: пистолет; карабин).

Пособие включает в себя разделы, необходимые для формирования базовых знаний и умений будущего инструктора: теоретическую и практическую части, а также включает задания для самостоятельной работы обучающихся, т.е. «Учебный курс» по классам оружия и формы рабочих документов для сдачи экзаменационных заданий (см. Таблицу 1, 2, 3), а также обоснование применения оценки уровня знаний на основании критериев текущего контроля успеваемости по приобретению и закреплению теоретических знаний и практических умений и навыков (см. Таблицу 4).

При разработке Пособия учитываются основные положения и требования:
  1. Закона № 150-ФЗ от 13 ноября 1996 г. «Об оружии», (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 16 января 2019 года):
  2. Правила вида спорта «Практическая стрельба», 2019.
  3. Положением о спортивных инструкторах ОСОО «ФПСР», 2017.
  4. Профессиональными стандартами: Сборник 1: «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист»: Документы и методические материалы, 2015.
  5. ГОСТом 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения.

Пособие разрабатывается для специалистов по спорту для замещения должности «Инструктора-методиста» по практической стрельбе. Далее в тексте будет применяться название должности как «Инструктор по практической стрельбе» по специализации пистолет, длинноствольное оружие и пневматическое оружие (пневматика) (пистолет; карабин) (см. Таблицу 3).

Пособия создаётся с целью повышения качества и эффективности подготовки инструкторов по практической стрельбе и направлено на решение следующих задач:

  1. Практическое и методическое обеспечение учебного процесса.
  2. Формирование базовых теоретических и практических умений и навыков для обучения как начинающих стрелков-практиков и стрелков массовых спортивных разрядов, так и спортсменов высших достижений.
  3. Формирование педагогического подхода в тренировочном процессе.
  4. Формирование методических основ педагогической деятельности у инструкторов по виду спорта «Практическая стрельба».
  5. Формирование у инструкторов навыков владения теоретическими и практическими знаниями и умениями технической, тактической, психологической подготовкой и знания о материальной части (основных частей оружия, его ремонт, сборка-разборка-чистка и оборудования тиров (стрельбищ) и их оснащения) по виду спорта «Практическая стрельба», а также основ оказания первой медицинской помощи.
  6. Полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие стрелка-практика, его физических способностей, безопасного обращения с оружием, знания материальной части всех классов оружия и стрелкового оборудования через организацию физической деятельности.

Связь настоящего Пособия для подготовки инструкторов по практической стрельбе с научно-методической и учебной литературой по стрелковым видам спорта осуществляется общими методическими подходами к тренировочному процессу, единым понятийным аппаратом и терминами, позволяющими специалистам из разных областей знаний и прикладных дисциплин достигать общих целей в обучении специалистов. Настоящее Пособие, тем самым, базируется на традициях отечественного стрелкового спорта, научных и учебно-методических разработках советских и российских специалистов по стрельбе, а также специальных и военизированных подразделений силовых структур в способах применения спортивного огнестрельного оружия в условиях тренировок и соревнований. Таким образом, настоящее учебно-методическое пособие является составной частью учебного и организационно-методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой подготовки на базе физкультурно-спортивных организаций, центров спортивной подготовки, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

1. Показатели оценки освоения теоретических и практических знаний

Пособие представляет материал в виде учебно-тематического плана занятий, структурированный по принципу разделения основных блоков базовых умений и навыков практической стрельбы. Принцип формирования этих блоков состоит в их функциональной нагрузке, т.е. в приоритетности получения необходимой информации.

Необходимая информация содержит следующую структуру:

  1. Теоретические знания
    1. Правила безопасности,
    2. Правила вида спорта (команды, правила поведения, оснащение тиров и стрельбищ),
    3. Основы педагогики,
    4. Основы психологии,
    5. Психофизиологические особенности этапов спортивной подготовки.
  2. Практические знания
    1. Устойчивые положения для стрельбы (стойка, хват, удержание оружия),
    2. Неустойчивые положения для стрельбы (перенос на мишени, стрельба в движении, стабилизация стрелка и оружия),
    3. Производство выстрела (одиночный выстрел, серия выстрелов. компенсация отдачи после выстрела, стрельба по разным видам мишеней),
    4. Знание материальной части.

Таблица 1 — Тематический план обучения по практической стрельбе

Таблица 2 — Календарный учебный график

Объем знаний, необходимый для подготовки инструкторов по практической стрельбе формируется при освоении слушателями соответствующего курса подготовки (см. Таблицу 3). Соответственно, текущий контроль успеваемости осуществляется в течение всего периода обучения по всем видам учебно-практических занятий по теории и практике. Оценка знаний будущих инструкторов проходит в форме теоретических и практических зачётов и экзаменов, согласно предложенного в Пособии Тематического учебного плана. Контроль осуществляется Руководителем курсов по подготовке инструкторов, а также тренерами-преподавателями и инструкторами, обеспечивающими учебный процесс. К формам контроля текущей успеваемости относятся:

  • проверка теоретических знаний, разработанных для курсов в рамках Учебно-тематического плана;
  • проверка практических умений и навыков;
  • выполнение экзаменационных заданий.

Таблица 3 — Обучение по специализации инструктора

Формы контроля за успеваемостью обучающихся строятся на критериях оценки знаний, умений и навыков, а именно, текущая успеваемость оценивается положительно, если полностью выполняются теоретические и практические задания. Процедуры выполнения оценки знаний описаны в Таблице 4. Текущая успеваемость оценивается положительно, если обучающийся в состоянии повторить существенную часть учебного материала, т.е. не менее 50%, по итогам прошедшего занятия. В случае существенных недостатков при повторении учебного материала, т.е. более 50% объёма учебного материала не может быть осуществлена при повторении (при опросе, написании тестов или прохождении учебных практических заданий) — текущая успеваемость оценивается отрицательно.

При проведении промежуточной аттестации, результаты текущего контроля успеваемости учитываются Руководителем курсов, тренером-преподавателем или инструктором, на основании экспертных оценок при выполнении теоретического учебного или практического задания обучающимся.

Таблица 4 — Показатели оценки полученных теоретических и практических знаний

2. Контроль за выполнением теоретической и практической части обучения

Для реализации целей и задач настоящего Пособия применяется контроль обучения в виде сдачи теоретического экзамена и его практической. Каждый экзамен оформляется посредством заполнения бланков экзаменационных заданий и фиксации результатов контрольных упражнений по каждому классу оружия.

Заключение

Таким образом, на основании предложенного материала формируется учебный план по теоретическим и практическим занятиям для обучения инструкторов по практической стрельбе, даётся материал на основе методических особенностей вида спорта и способов контроля за усвоением учебного материала.

Лавка стрелка

Последние статьи

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>

Мои наставники

Мои наставники

Все эти люди в разное время оказали на меня свое влияние, помогли мне с выбором в моей жизни, и ни когда не отказывали в помощи. >>

Семинар или тренировка?

Семинар или тренировка?

А вы мне стойку не поставите стрелковую? —
- Что? Какую стойку? Мы к чемпионату Мира готовимся!! >>

Спортсмены

Спортсмены

Это все мое родное! >>

Создатель патронов «Олимп» — интервью с А.А.Багровым

Создатель патронов «Олимп» — интервью с А.А.Багровым

«К сожалению, в мире нет ни одного патрона, который бы носил имя его изобретателя» >>