Самостоятельные тренировки 6: технические тренировки

Автор: Черненко Анастасия.

Я уже почти забыла, какая это хорошая книга «Размышляя о практической стрельбе» Сауля Кирша, читала ее лет 5 назад, когда только начинала заниматься практической стрельбой. Однако тогда она не произвела на меня такого впечатления как сейчас, когда мне удалось перечитать эту книгу. Многое открылось заново, многое подтвердилось моим личным опытом, но еще больше я вижу впереди — непочатый край работы. Книга полна ценных мыслей, и что еще более интересно — коротких и точных, как выстрел, афоризмов. Если выстроить все высказанные мысли в книге в некий хит-парад, то я бы на первое место поставила высказывание: «Сами по себе тренировки не улучшают навыки, а делают их постоянными». Мне эта мысль кажется настолько важной, что из моих размышлений получилась небольшая статья.

Итак, целью наших тренировок является улучшение стрелкового мастерства — мы хотим стрелять точнее и быстрее, или иначе — мы хотим получить навык быстрой и точной стрельбы. Ключом к достижению этой цели является работа над техникой — детальная и скрупулёзная работа над техническими навыками: выхват, наводка, перезарядка, точные выстрелы по дальним мишеням, быстрые переносы и так далее... На наше счастье, практическая стрельба в плане приобретения навыков ничем не отличается от других видов спорта, вопрос этот хорошо проработан, в многочисленных научных и практических работах, сведен до уровня инструкций и методик — бери и пользуйся.

Итак, спортивная наука различает три вида навыков — и все они задействованы в практической стрельбе:

  • Двигательные навыки. Для нас это технические элементы, такие как наводка, выхват, двойной выстрел и т.д.
  • Сенсорные навыки, отвечающие за восприятие. В практической стрельбе это визуальный контроль мушки, отметка выстрела, оценка мишенной обстановки и т.д.
  • Волевые навыки — это навыки концентрации, психической дисциплины, контроля эмоций.

Над всеми этими навыками можно и нужно целенаправленно работать, сегодня же хочется поговорить именно о двигательных навыках. Поскольку способ овладения навыком забивания мяча в ворота ничем не отличается от способа обучения первому выстрелу, давайте этим пользоваться.

Прежде всего, овладение техническим навыком того же первого выстрела имеет вполне конкретное воплощение в вашей нервной системе.

При обучении чему-либо в вашей голове последовательно проходят три этапа.

  • На первом этапе, стараясь выполнить незнакомое техническое действие, в коре головного мозга возбуждаются центры, которые отвечают не только за это действие, но и соседние. Именно из-за этого начинают работать мышцы-антагонисты и движение не получается свободным, точным и скоординированным.
  • На втором этапе, после многократных повторений, процессы в коре мозга постепенно локализуются, движение выполняется осознанно, под мысленным контролем, но уже правильно и точно.
  • На третьем этапе, происходит стабилизация всех процессов, в коре головного мозга формируются устойчивые связи, в результате чего движение может выполняться «на автомате».

Сложность заключается в том, что если движение на каком-то этапе выполнялось не правильно, не однообразно, то в лучшем случае не произойдет закрепление навыка, в худшем — нейронные связи в вашей голове сложатся по «неправильной схеме», глубоко закладывая неправильную технику. Изменить неправильное движение будет или совсем невозможно, или путем титанических усилий.

Поэтому главное правило технических тренировок — вся работа на технику должна проводиться путем многократных повторений, медленно, тщательно контролируя каждое микро-действие, и обязательно однообразно. Как говорили китайские мастера боевых искусств: «Идти путем десяти тысяч повторений».

Вот несколько советов по организации тренировок, собранные мною из личного опыта.

Первое. Лучше всего овладение новой техникой идет по принципу: увидел -осознал — визуализировал — сделал.

То есть, чтобы отработать технических элемент, прежде всего, нужно получить его четкий зрительный образ. Лучше всего, если покажет тренер, а для тех, кому тренер — Интернет, видео топ-стрелков будет лучшим помощником. Далее, логическое обоснование действия. Тот же первый выстрел с выхватом из кобуры делается сотнями различных способов, и каждый из лучших инструкторов мира будет показывать и рассказывать вам свою собственную технику первого выстрела. Анализируйте, сравнивайте, объясняйте, рисуйте схему — вам нужно рациональное и логическое обоснование технического действия, которое вы собираетесь выучить. Следующий этап — визуализация. Это мысленное представление того, как вы совершаете действие — оно подготавливает ваш мозг, учит его давать правильные команды вашим мышцам. Визуализация вообще мощнейший инструмент обучения, который дает совершенно потрясающие результаты везде, где бы он ни применялся. И, наконец, собственно, выполнение техники — медленное, осознанное, контролируемое. Десять тысяч раз :)

Второе. Результативно отрабатывать можно только один навык.

Если вы тренируете переносы, не стоит начинать с пистолетом в кобуре, возьмите пистолет в руки и взведите курок, — не стоит искусственно усложнять себе задачу. В своей замечательной книге «Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей» Карен Прайер совершенно точно высказала главные принципы обучения, которые можно легко перенести на тренировку практического стрелка. Вот эти советы (несколько адаптированные мною с собак на спортсменов):

  1. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать два навыка одновременно.
  2. Повышайте требование к навыку небольшими градациями, чтобы у тренирующегося всегда была реальная возможность выполнить требуемое.
  3. Отрабатывая новый навык, временно ослабьте требования к старым. Временное ухудшение старых навыков абсолютно нормально — идет привыкание к новому.
  4. Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду». Быстро повторите весь процесс с самого начала.
  5. Не меняйте тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы выработки на каждый из навыков.

И третье. Хвалите себя.

Каждое успешное и правильное выполнение действия должно заканчиваться похвалой, положительными эмоциями, «вкусняшкой» — если мы вернемся к аналогии дрессировки животных. Вы должны запомнить, как делать правильно, память о том «как делать нельзя» не принесет никаких положительных сдвигов в формировании навыка. Опять таки, многочисленные исследования доказали, что обучаемые намного быстрее овладевают навыками, если их хвалить за каждое удачное действие, даже за каждую попытку удачного действия, чем, если их ругать за неправильное. Фиксируя правильное действие, вы как бы освещаете себе дорогу вперед. Ругая себя за неправильное, просто зачеркиваете один из вариантов, заставляя себя искать и перебирать бесчисленное множество других неправильных вариантов.

Из третьего вытекает четвертый, заключительный совет — заканчивайте тренировку на позитиве.

Заканчивайте тренировку только тогда, когда у вас получилось сделать идеальное действие. Именно оно должно остаться у вас образом в голове и ощущением в руках. И именно с этим ощущением вы придете на следующую тренировку.

И наконец, последнее. Даже хорошо закреплённые навыки имеют тенденцию угасать (не используемые в коре мозга связи постепенно разрушаются). Навыки в стрельбе, как показывают многочисленные исследования, угасают особенно быстро — это не езда на велосипеде. Поэтому, в нашем спорте, даже небольшие перерывы в тренировках могут повлиять на результат очень существенно. Так что, тренируйтесь больше, чаще и грамотнее.

И до встречи на соревнованиях.