Повторный выстрел в практической стрельбе из пистолета и информация его предопределяющая. Часть 2.

Автор: Пахомов Д.П..

При анализе психомоторных и сенсомоторных реакций стрелка на выстрел, при котором им принимается решение о достреле, стрелок оценивает следующие факторы:

  1. Устойчивость стойки (если огонь ведется не в движении),
  2. Хват оружия (без необходимости дополнительных манипуляций для его улучшения),
  3. Контроль спускового крючка (постоянное увеличение усилия на спусковом крючке без рывков и остановок),
  4. Контроль выстрела (обратная реакция стрелка на отдачу и быстрый возврат прицельных приспособлений на линию прицеливания).

  5. В силу доминирования сенсомоторных импульсов над психомоторными, скорость принятия решений о достреле зависит от скорости прохождения нервных импульсов в системе «стрелок-оружие». В случае доминирования психомоторных импульсов, решение о достреле возникает в силу использования предварительных психомоторных установок для начала включения механизма (устойчивого навыка) производства повторного выстрела.

На основании описанных реакций спортсмена как необходимых информационных источников предшествующих дополнительному выстрелу (дострелу) можно сделать вывод о том, что только совокупность всех рассмотренных факторов вместе:

  1. даст спортсмену достаточную информацию для производства повторного выстрела,
  2. создаст уверенную мотивированную оценку действий оружия и собственной реакции на выстрел,
  3. даст возможность проведения анализа действий стрелка для производства повторного выстрела при высоко-координированных одновременных действиях: принятии правильной стойки, формировании (сохранении) хвата, выносе оружия на линию прицеливания, выжимании спускового крючка и одновременного прицеливания (совмещения мушки-целика-области прицеливания) (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Пример учета показаний Фактора попадания

В заключение, рассмотрим пример выполнения дострела на разных видах упражнений, отраженных в Таблице 2:

  1. 1. «Короткое» — 12 выстрелов,
  2. 2. «Среднее» — 24 выстрела,
  3. 3. «Длинное» — 32 выстрела, на расстоянии 10, 15 и 20 метров до мишени.

Результативность выполнения выстрела фиксируется Фактором попадания (Хит-фактором) и записывается в виде окончательного результата на упражнении. Фактор попадания (на основании п.9.2 «Методы подсчета очков» Правил вида спорта «Практическая стрельба») рассчитывается как отношение времени к баллам. Баллами называются очки за попадание в зачетные области стандартной мишени (Приложение В3 Правил вида спорта «Практическая стрельба») для минорного фактора мощности (см. Рис.3):

  1. Область А («Альфа») — 5 баллов,
  2. Область С («Чарли») — 3 балла,
  3. Область D («Дельта») — 1 балл,
  4. Промах — 0 баллов.

Рис.3. Образец IPSC-мишени

Данные в Таблице 2 заносились на основании средних временных величин (Х) выполнения «коротких» упражнений на соревнованиях по Практической стрельбе из пистолета — 10 сек, «средних» — 20 сек и «длинных» упражнений — 30 сек. Время повторного выстрела учитывалось при условии, что он будет равен «сплиту», т.е. времени между двумя выстрелами при обстреле мишени:

1. Дострел через 0,2 сек после основного выстрела по мишени — для «ближних» мишеней (расстояние до мишени до 10 метров),

2. Дострел через 0,4 сек — для «средних» мишеней (расстояние до мишени до 15 метров),

3. Дострел через 0,6 сек — для «дальних» мишеней (расстояние до мишени до 20 метров).

Анализ значений Фактора попадания при достреле на «ближних» и «средних» мишенях в зависимости от результативности попадания (полученных баллов при попадании в зоны «Альфа», «Чарли» или «Дельта», а также при промахе при достреле), показывает необходимость обязательного попадания в зоны «Альфа» или «Чарли»:

  1. На «ближних» мишенях, т.е. на расстоянии до 10 метров — максимальное количество дострелов — 2, при условии попадании в зоны «Альфа» или «Чарли»,
  2. На «средних» мишенях, т.е. на расстоянии до 15 метров, можно сделать только один дострел — при условии попадания в зоны «Альфа» или «Чарли»,
  3. При стрельбе по «дальним» мишеням (до 20 метров и более) их необходимо поразить при одном достреле только в зону «Альфа», при условии сохранения темпа стрельбы.

Попытки стрелка поразить мишени большим количеством выстрелов являются нецелесообразными, т.к.уменьшают Фактор попадания (приводят его к значению промаха по мишени).

Все приведенные расчеты могут менять свои значения в зависимости от мотивированного желания стрелка результативно поразить мишень (произвести повторно серию выстрелов для дострела выбранной мишени) и зависят не только от факторов выполнения выстрела, но и от условий стрельбы — тира или стрельбища, класса оружия и качества боеприпасов, конечно. Достижение желаемого результата при производстве повторного выстрела будет зависеть от психомоторных реакций стрелка в большей степени, т.е. превалировать над сенсомоторными реакциями, до определенного уровня профессионального развития — достижения стрелком устойчивого тренировочного навыка для производства результативного выстрела. Дальнейшее развитие квалификации стрелка приводит к стрельбе на уровне ощущений, т.е. принятия решения о достреле на основании сенсомоторной реакции на выстрел, которая чрезвычайно сложна для формализации, но эффективна при использовании в соревновательной практике или реальном применении оружия.

В качестве дополнительной информации по этой теме следует отметить, что аналогичное распределение времени справедливо и при учете дострела в зависимости от квалификации стрелка, т.е. время дострела увеличивается на такое же значение, как и при изменении дальности до мишени. При сравнении результатов стрельбы стрелками с различной спортивной квалификацией — начинающие стрелки время для дострела на «ближних» мишенях, например, будут тратить больше (в Таблице 2 — это значение 0,6 сек, у опытных стрелков — это 0,4 сек и профессиональных — 0,2 сек.)

Лавка стрелка

Последние статьи

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Некоторые аспекты влияния прицеливания на темп стрельбы

Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>

Мои наставники

Мои наставники

Все эти люди в разное время оказали на меня свое влияние, помогли мне с выбором в моей жизни, и ни когда не отказывали в помощи. >>