IPSCStore

Методические особенности выполнения контрольных и соревновательных упражнений в практической стрельбе

Автор: Пахомов Д.П..

Фотография СК Объект theobject.ru

Настоящая статья описывает методические особенности проведения контрольных и соревновательных упражнений в течение тренировочного занятия в практической стрельбе у спортсменов-стрелков разного уровня подготовки

Термины и определения

В настоящей работе применяются следующие термины и определения, представленные в таблице (см. Таблица 1).

Таблица 1. Термины и определения

Проведение тренировки по улучшению стрелковых умений основано на изучении новых технических элементов или их совершенствованием, а также контролем их усвоения. Этот контроль проходит в виде проведения ряда контрольных упражнений, построенных с акцентом на изучаемый технический элемент.

Набор контрольных упражнений, при этом, будет различаться как по своему составу, так и по набору необходимого оборудования, мишенной обстановки и способам объективного контроля за результатами.

После проведения контрольных упражнений с новыми техническими элементами тренировка может завершиться проведением мини-соревнования, которое основано на выполнении упражнений, содержащих изучаемые стрелковые элементы и технические приемы их объединяющие. Например, технические элементы «выхватывание из кобуры» и «прицеливание» объединяются в выполнение контрольного упражнения «Первый выстрел». На выполнении соревновательных заданий оно будет применяться в качестве технического элемента поражения мишени первым выстрелом после стартового сигнала таймера.

Изучение стрелковой техники на тренировке выражается не просто в освоении ряда технических элементов, но и в том, как эти элементы будут применяться в реальной соревновательной деятельности. Обычно, среднее или длинное стрелковое упражнение, состоящее от 13 до 32 выстрелов предполагает использование всех технических приемов, состоящих в арсенале спортсмена-стрелка: быстрое производство серии выстрелов и перемещение по огневому рубежу, стабилизацию оружия при остановке или в движении и т.д. Исследование возможности включения дополнительной соревновательной части в тренировку является актуальной как для тренеров, так и для стрелков, в связи с потребностью интенсификации тренировочного процесса, необходимостью получения максимального тренировочного эффекта от каждого занятия.

Методические особенности выполнения контрольных и соревновательных упражнений

Критерии контроля эффективности техники

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники (Ж. Холодов, В. Кузнецов):

  1. результативность физического упражнения (результативность поражения мишеней);
  2. параметры эталонной техники, сущность которого заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с па­раметрами эталонной техники (техника стрелков сравнивается с лидером группы или тренером (инструктором));
  3. разница между реальным результатом прохождения контрольных заданий и возможным (результат стрелков сравнивается с лидером группы или тренером (инструктором)).

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена-стрелка будут являться: объем техники (объем технических элементов, выполняемых при прохождении контрольного задания), разносторонность техники (применение всех технических элементов) и эффективность применения (результативность поражения мишеней) при решении поставленных задач проведения мини-соревнования с использованием контрольных упражнений. Применение контрольных и соревновательных упражнений на тренировке позволяет контролировать использование всех вышеперечисленных критериев оценки эффективности стрелковой техники, которые могут являться инструментом построения тренировочного процесса для стрелков разного уровня подготовки.

Методическая особенность тренировки на основе выполнения контрольных и соревновательных заданий характеризуется тем, что:

  1. их выполнение основано на выполнении тренировочных заданий, полученных на том же занятии;
  2. они могут иметь разнообразные уровни сложности и гармонично встраиваться в тренировочный процесс;
  3. они сами по себе являются частью обучающего процесса с возможностью объективного контроля приобретенных стрелковых умений или совершенствованием навыков, что дает возможность тренеру (инструктору) оценить усвоение стрелком полученных знаний, построить тренировочный процесс с учетом полученной информации, и если это будет необходимо, то усложнить или упростить тренировочные задания;
  4. стрельба может вестись по бумажным мишеням и падающим мишеням-тарелкам с твердым покрытием не имеющих незачетных зон. Построение упражнений также может быть основано на официальных брифингах к соревнованиям, а их выполнение — по Правилам практической стрельбы с соблюдением необходимых процедур по ознакомлению с упражнениями и соответствующего судейства;
  5. они могут быть составлены из тренировочных заданий, применяемых на конкретной тренировке или стандартных контрольных упражнениях принятых в практической стрельбе («Первый выстрел», «Эль Президент», «Билл Дрилл» и др.), но и содержать стрелковые задания унифицированного набора, например, включенные в Правила по практической стрельбе «Скоростные стандартные упражнения» (Соревнование «Русская сталь»);
  6. контрольные и соревновательные упражнения, являясь частью тренировочного процесса:
    • выявляют ошибки подготовки спортсменов-стрелков;
    • готовят спортсмена-стрелка к соревновательной деятельности, так как выполнение контрольных упражнений с разной интенсивностью позволяет подключать только те группы мышц, которые необходимы для решения соревновательных задач, а именно, скоростному прохождению стрелковых заданий и результативному поражению мишеней.
    • стрелок находит оптимальное соответствие интенсивности прохождения упражнения (темпа стрельбы и скорости перемещения на огневом рубеже) и результативности стрельбы.

Таким образом, включение контрольных и соревновательных упражнений в тренировку позволяет решать ряд задач при подготовке спортсменов-стрелков, а именно:

  1. Выявить ошибки и нерациональные движения стрелков для производства результативного выстрела (под нерациональными движениями (действиями) будут пониматься такие, которые приводят к излишним мышечным усилиям и отнимают время для выполнения стрелкового задания) на основании критериев контроля эффективности техники.
  2. Улучшить полученные технические умения или совершенствовать стрелковый навык с помощью прохождения контрольных и соревновательных упражнений с различным уровнем интенсивности для выявления ошибок при их выполнении, а также включении групп мышц, необходимых для решения соревновательных задач, а именно, скоростному прохождению стрелковых заданий для результативного поражения мишеней.

Лавка стрелка