IPSCStore

Личный бренд в спорте

Автор: Черненко Анастасия.

«Я не знаю его, но он, скорее всего, знает меня» Френк Гарсия

Гонщик Формуы 1 Себастьян Феттель поливает девушек призовым шампанским. / Фото: © Reuters

Некоторое время назад я писала статью о спонсорстве, где начали анализировать, чем именно руководствуются спонсоры при выборе, куда вкладывать свой рекламный бюджет, что они надеются получать, и что могу получить в действительности.

Поговорим сегодня о том, что делает спортсмена привлекательным объектом для спонсорства? И каким образом эту привлекательность повышать. На Западе давно есть, а у нас только начинает зарождаться новое направление «Личный бренд в спорте». Поскольку тема крайне интересная, я начала собирать информацию на эту тему. И вот сегодня хочу поделиться некоторой выжимкой из собранных материалов о том, каким образом строить личный бренд и как его развивать.

Что является главной целью работы над личным брендом спортсмена?:

  • получение рекламных контрактов, что является главным критерием успешности бренда спортсмена;
  • известность и популярность бренда спортсмена, поддержание постоянного интереса к персоне спортсмена, и возможность за счет этого быть лидером общественного мнения, как в своей области, так и в общественной жизни в целом.

Персональный или личный бренд имеет две ключевые составляющие: узнаваемость и ассоциативность. В данном контексте под ассоциативностью понимается, насколько точно личный бренд ассоциируется со сферой деятельности, с направлением бизнеса или каким-либо с конечным продуктом.

Узнаваемость

Спортивные успехи — это основа для привлечения внимания к стрелку. Естественно, чем выше результат, тем больше внимания будет направлено к спортсмену. Хотя известны случаи как спортсмены, не победившие ни в одном матче, становились прекрасными амбассадорами ввиду хорошо поставленного и проработанного личного бренда, который привлекал самых солидных спонсоров. Мой любимый пример, прекрасная Анна Курникова. Не выиграв ни одного крупного матча, она стала одной из самых известных и высокооплачиваемых теннисисток, если считать рекламные контракты конечно. Даже жаль, что в стрельбе подобных примеров пока нет.

В практической стрельбе, из-за того что фактически единственной площадкой для распространения рекламной и прочей информации является интернет, известность будет определяться тем, насколько Вы известны или «громки» в сети. Остальные традиционные площадки — СМИ, выставки и т.д., сейчас и в ближайшем будущем не дают долговременного и устойчивого охвата аудитории.

В сети известность определяется по двум параметрам: количество пользователей (аудитория, подписчики) и скорость распространения информации. Чем выше оба показателя, тем ценнее данный бренд для спонсора. То есть спортсмен, чтобы стать лидером мнений, помимо своих спортивных успехов, должен стать заметным в сети, а значит регулярно генерировать информационных контент (фото, видео, новости, статьи, выступления). Если этот контент качественный и хорошо принимается стрелковым и около-стрелковым сообществом, спортсмен становится все более известным и авторитетным среди стрелков. А значит, его привлекательность для спонсорства повышается.

Вот здесь можно привести пример из стрелковой среды: личный бренд Алены Карелиной: она выдающийся стрелок, показывает превосходные спортивные результаты. И помимо этого, она постоянно выкладывает фото, видео, рассказы, у нее есть личный блог, и безукоризненно оформленные страницы в соц. сетях. Закономерно, что крупнейший спонсор нашего рынка записал ее в свою команду.

Ассоциативность:

Чтобы придать ценность своему бренду в глазах рекламодателей, спортсмен должен совершенно четко себя позиционировать. В нашем спорте я вижу три главных направления:

1) Амбассадор или представитель

Чаще всего это называется, стать членом команды. Например, Мария Гущина является членом команды CZ, Алена Карелина — член команды Kalashnikov Lady, Павел Торгашов — член команды IPSCStore. Либо просто представитель бренда, как Сергей Орлов представитель PufGun.

Это самая традиционная и привычная форма спортивного спонсорства. Спортсмен носит майку и всячески подчеркивает свою принадлежность к бренду. Он должен быть ярким, красивым, и воодушевлять своим примером и спортивными успехами аудиторию (т.е. потенциальных клиентов своего спонсора, Вы понимаете).

Для спонсора же это скорее имиджевая кампания, посчитать коммерческий эффект от спонсорства крайне затруднительно. Поэтому здесь действуют только самые крупные игроки.

Как мы знаем из других видов спорта, это не обязательно должны быть компании, производящие оружие или снаряжение. Крупнейшие компании масс-маркета часто спонстируют спортсменов, однако в стрельбе таких спонсоров у нас нет . Почему — это вопрос для отдельного исследования и статьи.

2) Технический эксперт

Если уровень Вашей технической экспертизы высок и признан стрелками, Вы можете стать крайне эффективным средством продвижения для своей спонсорской компании, так как стрельба это технический вид спорта и экспертиза в любом аспекте ценится очень высоко.

Как показал мой недавний опрос, более 80% покупок оружия и снаряжения стрелки делают по совету или информации, полученной от других стрелков. Соответственно, чем более весом Ваш авторитет в глазах других стрелков, тем дороже будет стоить Ваше мнение для производителей и продавцов тюнинга и снаряжения. Вы становитесь «инфлюенсером» — или «Лидером мнений» — человеком, влияющим на мнение целевой аудитории. Тут я бы хотела отметить, в данном случае не так важны спортивные успехи, как известность и авторитет эксперта, которые проявляются через грамотные технические обзоры.

А из совсем недавнего, Алексей Терновский стремительно заработал амплуа технического гуру в дивизионе классик.

В ружейно-карабинной среде — это Сергей Орлов и Александр Шорваев, которые заработали авторитет на обзорах ружей и карабинов. Иван Романов ведет блог на yotube с постоянной аудиторией. Думаю, если он расширит свой перечень каналов продвижения на текстовый и качественный фото контент, ценность его бренда должна возрасти.

3) Тренер, инструктор

Другим вариантом является известность как тренера либо инструктора, а по сути, источник знаний о стрелковом мастерстве. В таком случае, ценность Вас как носителя рекламы снижается (разве что, Вы будете продвигать спонсорские марки своим ученикам, а они, как правило, благодарная и послушная аудитория). Зато вы будете проводить мастер классы, сборы, тренировать учеников.

В качестве примера я могу привести Павла Даниловича, которому своими результатами обязано огромное количество стрелков в карабине и ружье. И он планомерно повышает ценность своего «личного бренда» как тренера и методиста, делясь некоторыми наработками в отрытом доступе. Подумайте, кого бы Вы назвали первым, если бы решили набраться стрелковой мудрости? Я уверена, что фамилия Даниловича пришла бы голову незамедлительно.

Или братья Войно — они не только ведут своих учеников от победы к победе (я обязана Алексею Войно большей частью своих спортивных успехов в пистолете), но и активно рассказывают об этом, делясь фотографиями, рассказами. У команды Войно своя красивая и броская форма — это тоже все детали проработанного и крайне ценного личного бренда.

Соответственно, в зависимости от того, в какой ипостаси вы себя презентуете, будет различаться Ваша страдания построения личного бренда. Смешение позиционирования размывает стоимость бренда.

Какие первые шаги нужно предпринять для повышения привлекательности себя в глазах спонсоров? Самый банальный совет — делать контент, который будет интересен и полезен стрелковому сообществу. А также, и это обязательно, нужно представить себя на площадке, у нас это интернет.

Визитная карточка спортсмена (если он не настолько продвинутый, чтобы делать свой собственный сайт, — это его страница в соц.сетях: Фейсбук, Инстаграм, Контакт.

Вот несколько практических советов как доработать свою страницу в соц.сетях:

  • Аватар: Ваша фотография крупным планом, яркая, привлекательная, на которой Вы явно узнаваемы. Без мелких деталей и надписей.
  • Описание: короткий и емкий рассказ о самом главном: презентация, достижения, цели.

  • Рекомендуемые фото: несколько выбранных фотографий, лучше всего с коротким описанием о Ваших главных характеристиках и достижениях.
  • Работа: можно указать Ваших главных спонсоров, им будет приятно.
  • Контактная информация: обязательно пропишите как Вас можно найти (эл.почта и/или телефоны). Это важно.

Делайте материалы, пишите обзоры и статьи, выкладывайте фотографии — все это повышает Вашу ценность. Чем более интересными и полезными будут Ваши материалы, и чем более широкому кругу стрелков эти материалы понравятся, тем более ценны Вы будете как объект спонсорства.

Если данная статья Вам интересна, пишите в комментариях! Я продолжу собирать материалы, и в следующий раз поговорим об ответственности и действиях спортсмена в рамках спонсорского контракта. Как не разочаровать Вашего спонсора, а напротив, дать ему больше поводов продлевать и повышать стоимость Вашего контракта.

Лавка стрелка

Последние статьи

Полное методическое пособие БЕКОСО

Полное методическое пособие БЕКОСО

Полное методическое пособие — программа вступления в ФПСР и основы курса БЕКОСО. >>

Должностная инструкция стрелкового представителя в ФПСР

Должностная инструкция стрелкового представителя в ФПСР

Предложения по описанию обязанностей, полномочий и задач Стрелкового представителя >>